С.Н. Феклистова "Основы работы над звуками речи в школе для детей с нарушением слуха".
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ
1.Постановка звука
Характеристика. Создание при помощи специальных приёмов новой нервной связи между звуковыми (восприятие звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. С физиологической точки зрения – это создание нового уловного рефлекса. Цель работы – добиться правильного звучания изолированного звука.
2. Автоматизация звука.
Формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребёнка. С физиологической точки зрения это введение созданной и закрепленной простой связи в более сложные речевые структуры.
3. Дифференциация звуков.
Формирование умения отличать звук от близких по звучанию или артикуляции. Содержание работы составляет постепенное, последовательное различение смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, а затем в слогах, словах, фразах и самостоятельной речи.
СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ И КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1 Имитативный (по подражанию)
Основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий воспроизведенному педагогом. Ребенок, пользуясь сохранными анализаторами, воспринимает и воспроизводит то, что демонстрирует учитель. Подражание дополняется словесными пояснениями педагога.
Для данного способа характерно то, что при воспроизведении артикуляции исполнение движений соответствует намерению ребенка.
Подражание может осуществляться на различной основе: слуховой; зрительной; слухо-зрительной; тактильно-вибрационной в сочетании со зри- зрительное восприятие артикуляции; сопоставление правильной и дефектной артикуляции перед зеркалом; работа с профилем звука; восприятие речевого материала на слух (зрительно, слухо-зрительно); сопоставление на слух правильного и дефектного звучания; графическое сопоставление; моделирование кистями рук правильной и дефектной артикуляции; ощущение вибрации (гортани тыльной стороной ладони, крыльев носа щек, груди, темени); ощущение характера выдыхаемого воздуха тыльной стороной ладони (холод- 6 тельным, слуховым или слухо-зрительным восприятием. ной или теплой струи, струи или толчка); прием двойного контроля и др.
2 Механический.
Основан на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными приспособлениями (зондами, шпателем, пальцем и т.д.). В момент воспроизведения ребенком звука педагог изменяет положение речевых органов ребенка или приводит их в пассивное движение. Исполнение движений не соответствует намерениям ученика: он сам не осуществляет поиск артикуляции, а подчиняется действиям педагога.
попеременное смыкание-размыкание губ пальцем; применение пластмассовой палочки (например, при постановке звука Л); нажатие шпателем на определенную часть языка; продвижение языка шпателем вглубь ротовой полости; использование специальных зондов.
3 Смешанный.
Представляет собой соединение первого и второго. Ведущую роль играет подражание, механическая помощь предлагается в дополнение. Ребенок занимает активную позицию, а приобретенная с помощью педагога поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится им в дальнейшем без механической помощи. Сочетание приемов, характерных для имитативного и механического способов
Немає коментарів:
Дописати коментар