Розвиток слухового сприйняття та формування вимови

С.Н. Феклистова "Основы работы над звуками речи в школе для детей с нарушением слуха".

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ

 1.Постановка звука

  Характеристика. Создание при помощи специальных приёмов новой нервной связи между звуковыми (восприятие звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. С физиологической точки зрения – это создание нового уловного рефлекса. Цель работы – добиться правильного звучания изолированного звука. 

2. Автоматизация звука.

 Формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребёнка. С физиологической точки зрения это введение созданной и закрепленной простой связи в более сложные речевые структуры. 

3. Дифференциация звуков. 

Формирование умения отличать звук от близких по звучанию или артикуляции. Содержание работы составляет постепенное, последовательное различение смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, а затем в слогах, словах, фразах и самостоятельной речи.

СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ И КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

1 Имитативный (по подражанию)

 Основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий воспроизведенному педагогом. Ребенок, пользуясь сохранными анализаторами, воспринимает и воспроизводит то, что демонстрирует учитель. Подражание дополняется словесными пояснениями педагога. 

Для данного способа характерно то, что при воспроизведении артикуляции исполнение движений соответствует намерению ребенка.

 Подражание может осуществляться на различной основе:  слуховой;  зрительной;  слухо-зрительной;  тактильно-вибрационной в сочетании со зри-  зрительное восприятие артикуляции;  сопоставление правильной и дефектной артикуляции перед зеркалом;  работа с профилем звука;  восприятие речевого материала на слух (зрительно, слухо-зрительно);  сопоставление на слух правильного и дефектного звучания;  графическое сопоставление;  моделирование кистями рук правильной и дефектной артикуляции;  ощущение вибрации (гортани тыльной стороной ладони, крыльев носа щек, груди, темени);  ощущение характера выдыхаемого воздуха тыльной стороной ладони (холод- 6 тельным, слуховым или слухо-зрительным восприятием. ной или теплой струи, струи или толчка);  прием двойного контроля и др.

 2 Механический.

Основан на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными приспособлениями (зондами, шпателем, пальцем и т.д.). В момент воспроизведения ребенком звука педагог изменяет положение речевых органов ребенка или приводит их в пассивное движение. Исполнение движений не соответствует намерениям ученика: он сам не осуществляет поиск артикуляции, а подчиняется действиям педагога.

  попеременное смыкание-размыкание губ пальцем;  применение пластмассовой палочки (например, при постановке звука Л);  нажатие шпателем на определенную часть языка;  продвижение языка шпателем вглубь ротовой полости;  использование специальных зондов.

 3 Смешанный. 

Представляет собой соединение первого и второго. Ведущую роль играет подражание, механическая помощь предлагается в дополнение. Ребенок занимает активную позицию, а приобретенная с помощью педагога поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится им в дальнейшем без механической помощи. Сочетание приемов, характерных для имитативного и механического способов

Немає коментарів:

Дописати коментар